В 1992 г. по инициативе Кыргызстандарта началась работа по организации конкурса на соискание Премий Кыргызской Республики по качеству. В работу были вовлечены органы исполнительной власти, международные и национальные эксперты, специалисты промышленных предприятий, вузов и научной общественности. На основании анализа отечественного и зарубежного опыта по проведению конкурсов (в первую очередь, премий Э. Деминга (Япония), М. Болдриджа (США), Европейской премии по качеству) были выработаны методические и организационные подходы к проведению конкурса. Модель совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM), использовавшая в Европейской премии по качеству, была выбрана и для премий Кыргызской Республики в области качества.
В целях стимулирования повышения уровня качества продукций и услуг, повышения конкурентоспособности, применения современных эффективных методов менеджмента качества, в 1997 году впервые в Кыргызской Республике и вторыми среди стран СНГ, после Российской Федерации учрежден конкурс на соискание Премии Кыргызской Республики в области качества (постановление Правительства Кыргызской Республики от 18.08.1997 года № 478 «Об учреждении премий Кыргызской Республики по качеству»).
Данным постановлением Правительства Кыргызской Республики был образован Совет по присуждению премий Кыргызской Республики в области качества. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета обеспечивает Центр по стандартизации и метрологии при МЭ КР- Технический секретариат Совета. Для повышения престижа национального конкурса образован новый состав Совета по присуждению Премий КР по качеству, В 2022 году утвержден новый состав Совета Распоряжением Кабинета Министров КР от 20 мая 2022 года №267-р по утверждению состава Совета по присуждению Премий Кыргызской Республики по качеству. Председателем Совета назначен - Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики, а заместителем председателя Совета назначен-–министр экономики и коммерций Кыргызской Республики, в состав Совета входят руководители центральных органов исполнительной власти, Национальной академии наук, Администрации Президента Кыргызской Республики, полномочные представители Президента КР в областях, бизнес ассоциации.
Методическое и организационное обеспечение конкурса, координацию работ Экспертной комиссии по оценке организаций - участников конкурса осуществляет Технический секретариат Совета.
Учитывая важность для отечественных предприятий и организаций экспорта своей продукции в страны СНГ и европейские рынки, критерии Премии Кыргызской Республики по качеству гармонизированы с Европейской премией по качеству и Премией СНГ за достижения в области качества продукции и услуг, предоставляя заинтересованным организациям возможность ориентироваться на единые принципы организации работы по качеству со многими зарубежными компаниями, и тем самым повысить их конкурентоспособность на международном рынке и рынке СНГ. Кроме того, подобная практика облегчает возможность подготовки организаций к участию в конкурсах на соискание Премии СНГ и Европейской премии по качеству. Методы оценки участников конкурса основаны на международных подходах.
Учреждение Правительством КР национальной премии продемонстрировало поддержание государством важности проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий, поддержку применения системного подхода к качеству.
Экспертная комиссия формируется из компетентных специалистов различных министерств, ведомств, общественных организаций, в том числе по защите прав потребителей, СМИ, состав которой утверждается Советом.
Важно отметить, что модель премий охватывает все аспекты деятельности организации, нацеливая ее руководство на комплексное решение вопросов качества.
При определении лауреатов конкурса, в отличие от других конкурсов, проводимых в Республике, акцент делается на комплексную оценку предприятий, т. е. Премия присуждается не только за достижение тех или иных качественных характеристик продукции и услуг, но и за эффективность управления предприятием в целом. Что очень важно, так как это дает возможность отечественным предприятиям сопоставить результаты своей работы с лучшими мировыми достижениями, определить пути повышения конкурентоспособности своей продукции.
С момента учреждения Премии КР в области качества проводилось 23 конкурсов, охватывающих различные сферы экономики и социальные сферы: строительство, промышленность, агропромышленный комплекс, пищевая и перерабатывающая промышленность, товары народного потребления, сельское хозяйство, а также различные сферы оказания услуг в области туризма, связи, транспорта, бытового обслуживания, общественного питания, розничной торговли, здравоохранения, образование, гостиничные услуги.
Участие в конкурсе на получение премии в области качества позволяет:
-определить сильные и слабые стороны предприятия (на основании оценки, проводимой группой экспертов, а также самооценки, использующих систему баллов);
-сравнить деятельность и ее результаты на конкретном предприятии с аналогичными показателями других лидеров рынка;
-определить перспективные направления развития предприятия.
Конечной целью всех участников конкурса является завоевание лидерства в своем сегменте рынка.
Премия по качеству объединила усилия по продвижению передовых подходов к менеджменту качества по вертикали от Аппарата Правительства, органов исполнительной власти, представленных в Совете по присуждению премий - до организаций разных размеров, отраслей и регионов.